Искусство древнекаменного века: от человекольва до «палеолитической Венеры»
Искусство – то, что отличает человека от животных. Даже способность к труду, речи и эмоциям нельзя считать человеческой прерогативой. Вороны могут использовать простые орудия, чтобы добывать еду. Дельфины общаются, используя сложную систему сигналов, и обращаются друг к другу по «именам». Собаки и кошки грустят и радуются. Но лишь человек способен к самовыражению через живопись, скульптуру и музыку. Когда же наши предки впервые взяли в руку кисть, когда резец творца в первый раз коснулся камня, когда под небом прозвучала первая мелодия? Удивительно, но это случилось десятки тысяч лет назад! Давайте заглянем в самую глубь веков и познакомимся с искусством древнекаменного века.
Сегодня сложно сказать, когда именно зародилось искусство. Большинство антропологов придерживаются консервативного мнения, что эта сторона культуры появилась не раньше чем 45-35 тыс. лет назад (то есть в верхнем палеолите). Достоверные свидетельства найдены в Европе, Юго-Восточной Азии, Ближнем Востоке, Африке и Америке. Археологические находки, относящиеся к более древним периодам человеческой истории, зачастую неубедительны и оставляют место сомнению.
Палеолит или древнекаменный век, о котором идет речь в статье, самый древний период человеческой истории. Его примерная продолжительность с 2,6 млн. лет назад до 10 тыс. лет до н.э.
Например, в Африке и Ближнем Востоке обнаружены бусы из окрашенных ракушек возрастом в 75-90 тыс. лет. На многих предметах неандертальцев (150-30 тыс. лет назад) есть узоры из ямок и крестиков. Наконец, в Индонезии была найдена раковина с нанесенным на нее примитивным зигзагообразным орнаментом, датируемая 500 тыс. до н.э.! В этом случае, его автор не современный Homo Sapiens («человек разумный»), а Homo Erectus («человек прямоходящий») – один из наших полудиких предков!
Но вернемся к тем плодам творческих усилий людей палеолита, которые являются бесспорными предметами искусства. Их можно условно разделить на три основных вида: живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство.
Один из самых узнаваемых и эффектных видов первобытного искусства, это петроглифы – пещерная или наскальная живопись. Долгое время эта сторона жизни первобытного общества была скрыта от глаз исследователей. Все изменилось в 1879 году, когда испанский археолог-любитель и дворянин Марселино де Саутуола во время прогулки с маленькой дочкой обнаружил пещеру Альтамира, чьи своды украшали великолепные изображения. Вернее, открытие сделала… девочка! Пока ее отец занимался раскопками, малышка бродила по подземелью. Внезапно она закричала «Быки! Быки!». Подбежавший к ней отец увидел, что его дочь смотрит на потолок пещеры, где и вправду оказались изображения быков, бизонов и лошадей.
Что же рисовали люди древнекаменного века? Конечно то, что волновало их больше всего, от чего зависело их выживание – животных. Изображения людей и божеств появятся позже, в эпоху мезолита и неолита. В эпоху же палеолита человек рисовал лошадей, оленей, кабанов, зубров, бизонов, носорогов и мамонтов. Попадаются изображения и хищников: медведей, гиен, львов, леопардов, саблезубых тигров. Также встречаются абстрактные рисунки и отпечатки человеческих ладоней. Но крайне редко можно увидеть птиц, рыб, насекомых, змей или растения.
Уникальны наскальные рисунки Западной Австралии: им 20-28 тысяч лет и они изображают рыб, крокодилов, духов и довольно умело нарисованных людей.
Пещерная живопись встречается по всему миру (в том числе в России), но больше всего находок сделано в Испании и Франции. Возраст большинства наскальных рисунков не превышает 30-45 тыс. лет. Однако в 2002 году в южноафриканской пещере Бломбос были обнаружены сетчатые узоры, выполненные рукой Homo Sapiens, возрастом в 73 тыс. лет!
Пещерная живопись может быть монохромной (одноцветной) и полихромной (многоцветной). При этом преобладают оттенки черного, коричневого, красного, оранжевого и желтого. Красками первобытным художникам служили древесный уголь, глина, охра, различные минералы (гематит, окись марганца). При необходимости красители смешивались со смолой или жиром, для придания им густоты и вязкости.
Наносились краски на «холст», которым служила стена пещеры, зачастую просто пальцами, но иногда применялись и специальные инструменты: трубочки, палочки, примитивные кисти. Порой контуры фигур вырезались или выскабливались – так достигался эффект особой выразительности. Поскольку в глубину пещеры не проникал солнечный свет, рисовать приходилось при свете факелов.
Австралийские аборигены до сих пор украшают свои деревянные щиты ромбами и волнами белого, черного и красного цветов.
Каково было предназначение этих наскальных рисунков мы, наверное, уже никогда не узнаем. Ученые не имеют на этот счет единого мнения. К примеру, антрополог и священник Анри Брейль полагал, что все это было ритуальной магией, которая по представлению первобытных людей должна была приносить удачу на охоте. А палеонтолог Дэйл Гатри и вовсе считает, что все эти рисунки ничто иное как… подростковые фантазии! Примечательно, что согласно современным исследованиям, к пещерной живописи приложили руку не только мужчины, но и женщины.
Однако, изобразительное искусство древнекаменного века не ограничивается одной лишь живописью, которая всегда развивается рука об руку со скульптурой. Статуэтки и гравюры, изображающие людей и животных, вырезали из мягких пород камня (таких как известняк), кости, бивней. Встречаются фигурки, вылепленные из глины и даже подвергнутые обжигу, то есть настоящая керамика!
Одним из наиболее удивительных образцов искусства первобытных мастеров является статуя «человекольва», найденная в Германии. Вырезанная из бивня мамонта, фигура изображает существо с человеческим телом и львиной головой. Высота удивительной скульптуры около 31 см, а ее возраст оценивается в 35-40 тыс. лет. Интересно, что позже в этом же регионе была обнаружена еще одна подобная статуэтка. Возможно, подобные изваяния были частью религиозного культа (вспомним древнеегипетских богинь Сехмет, с головой львицы, и Бастет, с головой кошки).
Заметным культурным явлением позднего древнекаменного века стало появление «палеолитических Венер» – фигурок тучных или беременных женщин, с пышными формами. На сегодняшний день по всему миру найдено более ста «Венер». Их размер составляет от 4 до 25 см в высоту, древнейшим из них более 35-40 тыс. лет. Некоторые из фигурок были окрашены охрой. Вероятно, подобные скульптуры символизировали плодородие и служили оберегами.
Ряд ученых склоняется к мысли, что «палеолитические Венеры» появились еще раньше. Они утверждают, что находки, получившие названия «Венера из Тан-Тана» и «Венера из Берехат-Рама», вовсе не причуда природы, а первые примитивные скульптуры. А ведь им, как минимум, 250-300 тыс. лет!
Кроме ритуальных статуэток, в быту людей древнекаменного века можно встретить и другие примеры декоративно-прикладного искусства. Это детские игрушки, женские украшения, разнообразные предметы обихода. Из украшений археологи часто находят бусы из просверленных ракушек, клыков и самоцветов. Встречаются браслеты в виде колец отпиленных от полого бивня мамонта. Рисунками и барельефами украшались даже такие сугубо функциональные вещи, как копьеметалки, дубинки и светильники.
Еще одним важным свидетельством наличия у доисторических людей искусства является находка первых музыкальных инструментов – флейт. Этим доисторическим свирелям до 35-45 тыс. лет, и они сделаны из полых костей, в которых пробит ряд отверстий. Вероятно звуки, извлекаемые из этих «дудочек», вкупе с ритмичными хлопками и пением, служили первобытным людям своеобразной музыкой.
Что касается архитектуры, то первые сооружения, мегалиты, появились значительно позднее. Но и без того искусство древнекаменного века предстает перед нами разнообразным и выразительным, по-своему изящным и прекрасным. И это был лишь самый беглый обзор искусства наших предков, кроманьонцев! А ведь многие археологи и антропологи убеждены в существовании самобытного искусства и у неандертальцев! Но это уже совсем другая история, которую мы вам обязательно расскажем.
- Grave goods from the Saint-Germain-la-Rivière burial: Evidence for social inequality in the Upper Palaeolithic / MarianVanhaeren, Francescod’Errico. Journal of Anthropological Archaeology. Vol. 24, Issue 2, June 2005, P. 117-134
- Wikipedia (en) / Articles «Art of the Middle Paleolithic», «Art of the Upper Paleolithic», «Lion-man», «List of Stone Age art», «Mammoth spear thrower», «Paleolithic flutes», «Prehistoric art», «Prehistoric music»
- Википедия / Статьи «Венеры палеолита», «Первобытное искусство», «Петроглифы», «Пещерная живопись», «Человеколев»
- Первобытное искусство: каменный век / А.Е. Кудаев. М.: Пробел-2000, 2016.
- Первобытные люди. Быт, религия, культура / Чарльз Квеннелл, Марджори Квеннелл, Генрих Борн. М.: Центрполиграф, 2005.