Историческая Мозаика
Собираем из разрозненных фактов грандиозное полотно истории!

Мужская одежда в Древней Греции – сдержанная элегантность и красота без изнеженности

👀 2046📖 6 мин✎ 15 фев 2023

Эстетическим идеалом древних греков был свободный, доблестный и прекрасный человек («калосс агатос»). Физическим воплощением этого идеала было красивое, тренированное и сильное тело. Подобное мировоззрение не могло не отразиться в одежде – гармоничные формы античного костюма были призваны подчеркнуть естественное совершенство человека. Сыграл свою роль и климат – мягкий и теплый, благоприятствующий легким и просторным одеяниям.

Статуя Одиссея
Одиссей в шапке-пилеусе, экзомисе и хламидии Источник: Wikimedia Commons (Jastrow; Vatican Museums, Public Domain)

Древнегреческая одежда показалась бы современному человеку необычной и даже неудобной. Никаких замков-молний, пуговиц, карманов. Типичный древнегреческий костюм представлял собой простой прямоугольный кусок ткани, который оборачивали вокруг тела и драпировали. Для фиксации складок в края ткани вшивали небольшие свинцовые грузила, иногда декорированные кисточками.

Драпировка – формирование складок костюма, была сложным делом, отнимавшим много сил и времени. Поэтому обычно эту работу поручали слугам.

Можно решить, что греческий костюм был скучным и примитивным. Однако, это далеко от истины – благодаря сложному искусству драпировки, гардероб каждого эллина был индивидуален. Струящиеся объемные складки задавали ритм и настрой, придавая одежде строгую и чистую элегантность. В этом проявлялась любовь греков к «прекрасному без суеты, и красоте без изнеженности». Сама форма драпированного костюма способствовала красивой и гордой осанке.

Молодой грек в коротком хитоне
Молодой грек в коротком хитоне (V в. до н.э.) Источник: Wikimedia Commons (Walters Art Museum, Public Domain)

В VII-VI вв. до н.э. древние греки еще щеголяли в набедренных повязках, но в это время уже набирают популярность просторные хитоны с короткими рукавами, превратившиеся в классический период в «безрукавки». Такая одежда служила нижней рубашкой. Поэтому для взрослого человека считалось неприемлемым в одном хитоне принимать гостей, выходить на улицу, посещать театр.

Грек в хитоне
Грек в хитоне Источник: Wikimedia Commons (scan by LA2; Chandler B. Beach, A.M., Frank Morton McMurry, F.E. Compton and Company, Public Domain)

Для изготовления хитона не нужно было кроить, ведь он был ничем иным, как цельным куском шерстяной или льняной ткани. Такой материал был рыхлым, благодаря чему хитон легко драпировался. Прямоугольный кусок материи (около 1,8 x 1 м) складывали вдвое по вертикали, после чего боковые края сшивали, а подол подшивали. Получившийся «мешок» надевали на тело, после чего скрепляли ткань на плечах фибулами (застежками). Довершал облачение пояс (иногда пара поясов), которым подпоясывались с небольшим напуском.

Хитон раба отличался от хитона свободного человека. Во-первых, он был грубее и не подшивался. Во-вторых, у него мог быть только один рукав – левый.

Длина хитона зависела от моды, возраста и профессии грека. Длинные «рубашки» носили пожилые мужчины (жрецы, чиновники и трагические актеры – длиной аж до лодыжек), молодежь предпочитала более короткие. Укороченный грубый хитон, всего до середины бедер (экзомис), был одеждой крестьян, ремесленников и рабов. Также его надевали, когда требовалась одежда не стесняющая движений. При этом экзомис скреплялся на левом плече, а правая (рабочая) рука оставалась свободной.

Юноша в экзомисе
Юноша в экзомисе (мраморная копия древнегреческого оригинала IV в. до н.э.) Источник: Wikimedia Commons (Marie-Lan Nguyen; Capitoline Museums, CC BY 2.5)

Классикой верхней одежды древних греков был гиматий – прямоугольный плащ. Как и остальной древнегреческий гардероб, он не ведал прикосновения ножниц. Это был цельный отрез плотной шерстяной ткани, размерами 1,7 x 4 м. Длиной гиматий был ниже колен, но выше лодыжек.

Гиматий никогда не скрепляли, поэтому была поговорка про людей, которые слишком бурно жестикулируют, что они «подпоясывают свой гиматий» (намекая, что если так размахивать руками, гиматий свалился бы без пояса).

Носили гиматий разнообразными способами. При самом простом плащ накидывали на спину и левое плечо, пропуская ткань под правой рукой. Был и более сложный вариант драпировки, при котором под плащом укрывались обе руки. Подобным образом гиматий носили люди умственного труда, поэтому такой тип плаща называли ораторским.

Софокл в гиматии
Афинский драматург Софокл в гиматии (римская копия греческой статуи) Источник: Wikimedia Commons (Sailko, CC BY-SA 3.0)

Юноши (эфебы), охотники и всадники носили хламис (хламиду) – небольшой прямоугольный, полукруглый или овальный шерстяной плащ. Его накидывали на спину и плечи, скрепляя края фибулой на груди или правом плече. При этом хламида эфебов была желтого или оранжевого цвета, воинов – красного, актеров – расшита золотой нитью.

Особая одежда существовала для путешествий. Древнегреческий путник, собираясь в дорогу, обувался в сандалии или сапоги с коротким голенищем, надевал хитон и поверх него плащ-хламиду, а за спину закидывал широкополую шляпу-петас.

Что касается обуви, то долгое время древние греки ходили босиком. Однако торговые экспедиции и путешествия по бездорожью не очень приятны для босоногих. Поэтому появление обуви было логичным шагом. Интересно, что древние греки первыми додумались делать обувь для левой и правой ноги.

Костюм древнегреческого путешественника
Костюм древнегреческого путешественника Источник: Wikimedia Commons (Albert Kretschmer, painters and costumer to the Royal Court Theatre, Berin, and Dr. Carl Rohrbach, 1882, Public Domain)

Наиболее популярным видом древнегреческой обуви были сандалии. Самые простые (иподиматы) состояли из кожаной или деревянной подошвы, и нескольких ремешков (нередко нарезавшихся из самой подошвы), которыми обувь крепилась к ноге.

Само слово «сандалии» пришло к нам из древнегреческого языка и означает «подошва, прикрепленная к ноге ремешками».

Более сложными в изготовлении были «усиленные» сандалии на толстой двойной подошве – крепиды. Они имели задник и небольшие бортики с отверстиями, через которые продевались тонкие ремешки, крест-накрест охватывающие ногу до щиколотки. Парадный вариант крепид был из цветной кожи, которую иногда украшали позолотой и жемчугом.

Древнегреческая сандалия
Древнегреческая сандалия (фрагмент статуи Аполлона) Источник: Wikimedia Commons (Marie-Lan Nguyen, Vatican Museums, CC BY 2.5)

Кроме сандалий в ходу были мягкие кожаные полусапоги – персикаи, и эндромины – высокие шнурованные сапоги, с открытыми пальцами ног. Надевали их обычно в торжественных случаях. При этом эндромины были довольно удобными, поэтому их носили военачальники, охотники и атлеты-бегуны.

Согласно древнегреческим мифам эндромины предпочитали фавны, Геракл, и даже небожители, например, Артемида и Дионис.
Древнегреческие котурны
Древнегреческие котурны – обувь на платформе Источник: Wikimedia Commons (Buskin, Pearson Scott Foresman, Public Domain)

Бедняки, которые не могли позволить себе хорошие сандалии и сапоги, носили мягкие кожаные туфли – постолы. Была своя обувь и у актеров древнегреческих трагедий, отличавшаяся толстой пробковой подошвой-платформой. Она называлась «котурны» и благодаря ей актеры выглядели выше, а их поступь была величавей.

Мужчина в шапке-пилеусе
Мужчина в шапке-пилеусе (краснофигурная вазопись, Апулия, IV в. до н.э.) Источник: Wikimedia Commons (Marie-Lan Nguyen; Louvre Museum, CC BY 2.5)

Стоит сказать пару слов и о головных уборах. Чаще всего эллины ходили с непокрытой головой, демонстрируя длинные волосы (иногда схваченные обручем) и густые бороды. Шляпы и шапки надевались только для защиты от непогоды и зноя – при работе в поле, на охоте или в путешествиях. Носили их торговцы, ремесленники, моряки. Рабы всегда ходили с непокрытой головой.

Аттис в фригийской шапке
Аттис (мифический возлюбленный богини Кибелы) в фригийской шапке (мрамор, II в. н.э.) Источник: Wikimedia Commons (Jastrow, BnF Museum, Public Domain)

К наиболее распространенным древнегреческим головным уборам можно отнести:

  • петас – шляпа с плоской тульей и широкими полями. Изготавливалась из соломы, кожи или войлока, крепилась ремешком под подбородком и могла быть откинута на спину;
  • пилеус – шапка в виде войлочного конуса;
  • фригийская шапка – колпак с загнутым вперед навершием, завязывающийся под подбородком ленточками;
  • кюне – круглая кожаная шапочка.
Древнегреческий бог Гермес в петасе
Древнегреческий бог торговли, хитрости и красноречия Гермес в петасе (аттическая краснофигурная вазопись, ок. 480-470 гг. до н.э.) Источник: Wikimedia Commons (Jastrow; Louvre Museum, Public Domain)
По легенде, петас был головным убором самого бога Гермеса. Эту шляпу носили торговцы, пастухи, охотники, путешественники и эфебы – свободные совершеннолетние юноши 18-20 лет. Позже петас переняли римляне, а в Средневековье он стал частью костюма иудеев.

К особой разновидности головных уборов можно отнести венки – символы уважения, статуса и признания. Примером может служить венок из ветвей священной оливы, перевитых белой лентой, которым награждали победителей Олимпийских игр. А выдающихся поэтов и ораторов удостаивали лавровыми венками (отсюда, кстати, слово «лауреат»).

Древнегреческий золотой венок
Древнегреческий золотой венок Источник: Wikimedia Commons (Sailko, CC BY-SA 3.0)

Нелишним будет небольшой экскурс в область используемых в костюмах тканях. Вначале греки довольствовались домотканой одеждой из неокрашенной овечьей шерсти. Позднее они стали производить льняные ткани, а со временем начали привозить шелк и хлопок с Востока.

По мере развития ткацкого ремесла и изобретения красителей, появилась цветная материя: однотонная и узорчатая. Костюмы становятся ярче и выразительнее. Белый цвет считался нарядным и торжественным, но греки также любили яркие тона, и их одежда была всех цветов радуги: красного, желтого, синего, зеленого, пурпурного (вплоть до фиолетового оттенка). Траурными цветами считались черный, серый и темно-зеленый.

Греческий орнамент – меандр
Один из наиболее распространенных греческих орнаментов – меандр (узор на мостовой острова Родос) Источник: Wikimedia Commons (Hannes Grobe, 2006, CC BY-SA 2.5)

Ионийцы (малоазиатские греки) носили длинные одеяния с пышными складками, украшенные вышивкой на восточный манер. Со временем азиатский узор трансформировался в знаменитый греческий орнамент. Знатные и богатые жители древнегреческих полисов украшали им вороты, рукава и подолы своей белоснежной одежды.

Наиболее распространенными видами греческого орнамента были: меандр – прямоугольная спиральная линия, пальметты – узоры в форме пальмовых листьев, плетенка и т.д.

Из аксессуаров в ходу были кожаные и тканевые перчатки. Они использовались как минимум с VIII в. до н.э. для защиты рук при работе или во время еды, поскольку пищу брали руками. Что касается украшений, то их в Древней Греции чаще носили женщины. Единственное, что считалось допустимым для мужчины – это серебряные и золотые перстни. Спартанцы позволяли себе только железные печатки.

Древнегреческие украшения
Древнегреческие украшения: бронзовые булавки, перстни, фибулы и золотое кольцо для волос (Археологический музей Керамикос, Афины) Источник: Wikimedia Commons (Dorieo, CC BY-SA 4.0)

Таким образом, в своем развитии древнегреческий костюм прошел долгий путь – от примитивной одежды с восточными элементами (архаика), до строгих и лаконичных одеяний (классический период), ставших впоследствии еще более изящными (эллинизм). В нем воплотилось кредо греков – красота в элегантной простоте. При этом развитое искусство драпировки придавало мужскому костюму индивидуальность и представительность. Женский гардероб был гораздо разнообразнее и ярче, но это уже тема для другой статьи.

Источники:
  1. Википедия / Статьи «Гиматий», «Котурн», «Костюм Древней Греции», «Петас», «Хитон», «Хламида», «Экзомис»
  2. История в костюмах / А. Блейз. Худ. Д. Чалтыкьян. М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2002.
  3. История костюма. Европейские костюма от античности до XX века / Е.В. Киреева. М.: Просвещение, 1970.
Понравилась статья? Поделись с другими: