Музыка Древнего Рима: от устрашающего рева буцин до величественных мелодий гидравлоса
Древний Рим был одной из самых развитых цивилизаций античности. Римляне изобрели юриспруденцию, мощеные дороги, арки и купола в архитектуре, водяные мельницы и многое другое. Однако искусство всегда рассматривалось ими как роскошь или способ провести досуг, но не как душевная потребность в высоком и прекрасном. Можно сказать, что римляне были прагматиками. Несмотря на это, формы римской культуры достаточно разнообразны: танцы, пение, скульптура, литература, живопись. Была в Древнем Риме и музыка, о которой пойдет речь сегодня.
В основу древнеримской музыки легло музыкальное искусство эллинов, и в меньшей степени музыкальные практики этрусков и восточных народов. Однако римляне были не столь утончены и чувствительны как греки, поэтому отношение к музыке в Древнем Риме было особым. Большинство жителей Вечного города считало ее пустой тратой времени, а потому свободнорожденный гражданин Рима поющий или играющий на музыкальном инструменте подвергался осуждению. Сенека и Цицерон считали музыку делом недостойным мужчины. Женщины-музыканты воспринимались благосклоннее, хотя для пожилых и замужних матрон занятия музыкой считались неуместными. Щипать струны или дуть в трубу было уделом профессиональных музыкантов или рабов.
Нерон, любивший искусство, нередко шокировал римлян «старой закваски» своими танцами, пением и музицированием. По словам древнеримского историка Тацита, император «упражнялся в непристойностях… вплоть до постыдных для мужчины телодвижений и… песен».
Впрочем, со временем все большее число римлян (и особенно знатных римлянок) начинает увлекаться музыкой. Проходит какое-то время и вот уже в богатых семьях детей учат пению и игре на музыкальных инструментах, а профессия учителя музыки становится весьма востребованной. Певцы разрабатывают специальные упражнения для развития голоса. Появляются коллегии музыкантов, играющих на религиозных и светских церемониях.
В поздней Империи многие богатые римляне, устраивая пиры, развлекали гостей приятной музыкой – под аккомпанемент лиры исполнители нараспев читали стихи Вергилия, Горация и других поэтов. Популярностью пользовались выступления одетых в плащи и маски танцоров-пантомимистов (pantomimus) ведомых мелодией. Хор и оркестр нередко сопровождали представления в театрах и цирках. Многие театральные спектакли были заимствованы из Греции, теряя при этом (как отмечали критики) изысканность в угоду зрелищности. Не столь богатые и знатные римляне довольствовались незатейливыми мотивами уличных музыкантов.
Кроме услаждения слуха гостей на пиру, древнеримская музыка играла важную роль и в общественной жизни. Многие публичные зрелища (гладиаторские бои и казни) проходили под громогласные звуки труб, рогов и органа. Музыка могла использоваться, чтобы подчеркнуть важность момента и создать возвышенную атмосферу на важных государственных торжествах, играх и триумфальных шествиях. Например, в 17 году до н.э. первый римский император Октавиан заказал поэту Горацию сочинить поэму «Гимн веков» (Carmen Saeculare), которая исполнялась во время светских игр хором из 27 девушек и 27 юношей облаченных в белые одеяния.
Светские или вековые игры (Ludi Saeculares), иначе Терентинские игры (Ludi Terentini) – древнеримский религиозный праздник, проходивший на Марсовом поле. В течение трех дней и ночей проводились церемонии, жертвоприношения и представления, отмечающие конец одного секулума и начало другого. Секулумом (Saeculum) назывался период, в представлении римлян равный максимальной продолжительности жизни одного поколения – 100-110 лет.
Нашлось место музыке и в религиозной сфере. В эпоху Ранней Республики в храмах звучали гимны и псалмы с музыкальным сопровождением. На священных церемониях посвященных Исиде играли тамбурины, цимбалы, свирели и флейты. Широко известными были напевы жреческих коллегий: салиев и арвальских братьев, которые устраивали танцы с играми и песнями на религиозных праздниках.
Может показаться странным, что римляне поклонялись Исиде – египетской богине, олицетворению женственности и материнства. Однако культ Исиды получил широкое распространение во всем Средиземноморье. В Древнем Риме богине посвящали мистерии, в ее честь возводили храмы.
В период Империи появляются музыкальные конкурсы. В конце I века н.э. император Домициан учредил капитолийские состязания, участники которых соревновались в гимнастике, верховой езде, а также искусстве игры на авлосе и кифаре. Основал свои состязания и Нерон, на которых он выступал лично в качестве поэта, певца и кифариста (стоит ли говорить, что император неизменно «побеждал» в этих состязаниях?).
К сожалению, до наших дней не дошло ни одной древнеримской нотной записи. Поэтому мы можем судить о музыкальной теории Древнего Рима лишь по косвенным источникам: фрескам, статуям, сочинениям позднеантичных философов и теологов (Марциана Капеллы, Блаженного Августина, Боэция).
Как видите, музыкальная жизнь Древнего Рима была довольно насыщенной. Но что насчет древнеримских музыкальных инструментов? Их было немало и они составляют 3 большие группы: щипковые, духовые и ударные. Посмотрим, чем нас может удивить каждая из них.
Струнные щипковые инструменты, под аккомпанемент которых обычно читали стихи, представлены главным образом разновидностями греческой лиры. Лира представляла собой округлый корпус из дерева или черепахового панциря обтянутого кожей, к которому крепилась рама с натянутыми на нее от 7 до 18 струнами.
Особой разновидностью лиры была кифара, имевшая плоский деревянный корпус и семерку струн. Играли на кифаре стоя, держа ее перед грудью и извлекая звуки ударами костяной пластинки по струнам. Можно сказать, что кифара походила на современную гитару.
Менее распространенной была лютня, отличавшаяся от лиры меньшим количеством струн натянутых на овальный корпус с грифом. Струны при игре на лютне можно было прижимать к грифу, изменяя высоту их звучания, за счет чего музыка становилась выразительнее.
Интересно, что была разновидность лютни и с одной струной – монохорд. Его изобретение приписывается Пифагору. Этот инструмент с античности использовался (и продолжает использоваться) как музыкальное и научное пособие.
Большим разнообразием отличались духовые инструменты. В первую очередь сюда стоит отнести авлос – придуманный этрусками, популярный у греков и известный в Риме как тибия (tibia). Самыми распространёнными были двойные тибии, состоящие из пары костяных, деревянных или металлических трубок разной длины и диаметра. Музыкант мог одновременно вести мелодию на одной «дудочке», создавая на другой «музыкальный фон» – аккомпанемент. Игра на тибии часто сопровождала пиры, свадьбы, жертвоприношения и похороны.
В легионах использовали медные или бронзовые духовые инструменты также этрусского происхождения: длинную прямую трубу (tuba) с раструбом на конце, рога: G-образный корну (cornu, cornum) и J-образный литуус (lituus), а также узкую трубу в виде буквы C, называющуюся букцина или буцина (bucina, buccina).
Это были довольно крупные металлические инструменты: если размер простой трубы составлял около 1,3 метра, то длина корну достигала целых 3 метра, тогда как изогнутая трубка буцины могла быть до 3,7 метров в длину! Кроме того, корну и буцина имели перекладину, придающую конструкции жесткость и позволяющую опереть их на плечо музыканта.
Трубы и буцины издавали низкие хриплые и грубые звуки, извещая о прибытии императора или военачальника, смене караула, оглашении приказов. Соответственно, выделяли три вида музыкантов: тубицены, корницены и буцинаторы. Также звуки этих духовых инструментов сопровождали триумфальные шествия, выступления гладиаторов, религиозные церемонии.
В последнем случае особенно примечательная роль литууса – длинной трубы с загнутым на конце раструбом, который не только использовался легионерами (литицинами) в качестве сигнального рога, но также была символом жрецов-авгуров.
Кроме того, древнеримские музыканты играли на деревянных духовых инструментах, наподобие свирелей и флейт. Также встречается упоминание подобия волынки (askaules), хотя достоверных свидетельств ее использования нет.
Интересно, что в Древнем Риме женские музыкальные инструменты отличались от мужских. Римлянки играли на более изящных авлосах и лирах меньшего размера.
Многочисленные ударные инструменты и перкуссия, известные еще с незапамятных времен (в Месопотамии, Египте, Греции), включали в себя:
- тамбурин – вытянутый в длину цилиндрический барабан;
- тимпан (tympanum) – барабан в виде рамы, на которую с одной или обеих сторон натянута кожа;
- цимбалы – треугольный или трапециевидный корпус со струнами, звучащими при постукивании по ним палочками;
- кимвалы (cymbalum) – две небольшие бронзовые тарелки, которыми ударяют друг о друга;
- систр (sistrum) – металлическая рукоятка с крючками, к которым подвешены тарелочки, кольца или колокольчики, мелодично звенящие при встряхивании;
- кроталы – пара связанных друг с другом деревянных брусков, предшественник кастаньет;
- скабеллум (scabellum) – сандалия с двойной подошвой, половинки которой крепились друг к другу шарниром; исполнитель отбивал с его помощью такт;
- а также всевозможные бубны, колокольчики и погремушки.
Ударные инструменты применялись в священных церемониях посвященных Дионису, Кибеле, Исиде. Кроме того их любили использовать в своих выступлениях уличные музыканты.
Особым музыкальным клавишным инструментом, снискавшим славу в Древнем Риме, был… гидравлос (hydrulis, hydraulis, hydraulos), то есть гидравлический или водяной орган! Изобрели его в III в. до н.э. в Александрии (авторство приписывается Ктесибию, а описание можно встретить у Герона), а затем от греков его переняли римляне.
Гидравлический орган – довольно сложный механизм, в котором за счет энергии воды создается пневматическое давление, затем при прохождении сжатого воздуха через трубки разной высоты и диаметра извлекается звук нужного тона. Считается, что гидравлос был первым клавишным музыкальным инструментом. При этом клавиши римского водяного органа уравновешены и на нем можно было играть легкими касаниями клавиатуры.
Типичный древнеримский гидравлос имел 3-4 регистра, то есть ряда трубок воспроизводящих звуки одного тембра и фактически являющихся отдельным музыкальным инструментом. Всего в римских образцах насчитывается до 19 трубок. Благодаря этому орган мог звучать как маленький оркестр.
Конечно, подобное удовольствие стоило немалых денег и было доступно лишь обеспеченным аристократам или государственным учреждениям. Например, гидравлос был любимым музыкальным инструментом Нерона. Также звуки органа часто сопровождали пиры и свадьбы знатных людей, представления и государственные церемонии.
Подводя итоги, отметим, что музыка Древнего Рима в основном служила утилитарным целям: задавала нужный настрой на государственных церемониях, использовалась для управления легионами, развлекала бедняков в тавернах и богачей на пирах. Пожалуй, ей не хватало изящества и глубины свойственного мелодиям Эллады или Востока. Однако, несмотря на это, древнеримская музыка занимала важное место в общественной жизни, была разнообразной, самобытной и по-своему величественной.
- Wikipedia (en) / Articles «Buccina», «Carmen Saeculare», «Cornu (horn)», «Lituus», «Music of ancient Rome», «Roman tuba», «Scabellum», «Water organ»
- Википедия / Статьи «Буцина», «Гидравлос», «Древнеримская музыка», «Исида», «Кимвал», «Кифара», «Корну», «Кроталы», «Ктесибий», «Лира (музыкальный инструмент)», «Литуус», «Лютня», «Монохорд», «Секулум», «Систр», «Тамбурин», «Терентинские игры», «Тибия (инструмент)», «Тимпан (инструмент)», «Цимбалы»
- Древний Рим. Быт, религия, культура / Франк Коуэл. Пер. с англ. О.Д. Сидоровой. М.: Центрполиграф, 2006.