Историческая Мозаика
Собираем из разрозненных фактов грандиозное полотно истории!

Моаи, или Тайна каменных стражей острова Пасхи

👀 1402📖 10 мин✎ 9 авг 2023

Даже в наши дни наследие древних цивилизаций потрясает воображение. Египетские пирамиды, храмы инков, стены и врата Вавилона... Сложно представить, что человек мог сотворить столь грандиозные сооружения, используя лишь примитивные инструменты и усердный труд. Впрочем, это были могущественные государства древности, располагающие десятками тысяч рабочих рук. Гораздо удивительнее, когда небольшое островное племя создает монументальные статуи веками хранящие загадку своего творения. И сегодня мы отправимся в «путешествие» на далекий остров Пасхи, знаменитый своими таинственными каменными статуями.

Статуи острвоа Пасхи
Статуи острова Пасхи (на склоне вулкана Рано-Рараку) Источник: Wikimedia Commons (Aurbina, Public Domain)

Остров Пасхи открыл 5 апреля 1722 года голландский адмирал Якоб Роггевен. Поскольку полинезийский остров был обнаружен во время праздника Пасхи, в честь оного его и назвали. В тот момент на острове еще проживали коренные жители, хотя их и было немного – 2-3 тысячи человек. Сами аборигены называли остров Рапа-Ну´и (Rapa Nui).

Спутниковый снимок острова Пасхи
Остров Пасхи (спутниковый снимок) Источник: Wikimedia Commons (Jesse Allen, NASA Earth Observatory, using data obtained from the University of Maryland’s Global Land Cover Facility, Public Domain)
Остров Пасхи – самый отдаленный и изолированный населенный остров в мире. Сегодня на нем расположен единственный город Анга-Роа, а всего на острове проживает около 8 тысяч человек. Площадь тропического острова около 164 кв. км. А расстояние от него до континентального побережья Чили (в состав которого он входит) более 3,5 тысяч километров!

Казалось бы очередной остров в Океании, ничего удивительного. Однако внимание путешественников привлекло нечто грандиозное и загадочное – огромные каменные статуи в виде человеческого торса без ног, но с удлиненной головой. Их бесстрастные лики были высечены с необыкновенной четкостью: тонкие сжатые губы, длинные носы с изогнутыми ноздрями, продолговатые уши, глубокие глазницы. Вырубленные из цельных каменных глыб великаны надменно взирали на потрясенных европейцев с благоговением разглядывающих их в ответ…

Европеец изучает моаи
Европеец (возможно сам Якоб Роггевен) изучает гигантские каменные статуи острова Пасхи (гравюра нач. XIX в.) Источник: Wikimedia Commons (Carlo Bottigella, Public Domain; изображение обрезано по краю)

После этого о загадочном острове в Тихом океане забыли на добрых полвека. Вспомнили о нем лишь в 1770 году, когда Испания послала к берегам острова Пасхи корабль. Остров назвали Сан-Карлос, а рапануйцам объявили, что теперь они испанские подданные. Однако из этой затеи ничего не вышло, Испания забросила остров и никогда более не предъявляла на него прав.

Капитан Джеймс Кук
Портрет капитана Джеймса Кука (1776 г., художник Натаниэль Дэнс) Источник: Wikimedia Commons (Public Domain)

Наконец весной 1774 года на остров высадился экипаж британского путешественника Джеймса Кука. Знаменитый капитан затеял с островитянами торговлю, меняя заранее приготовленные гвозди, стекляшки и одежду на бананы, картошку, тростниковый сахар и цыплят. Затем, еще не окрепший после цинги Кук остался на берегу, а его офицеры отправились на разведку и обнаружили, что остров пришел в запустение. Многие статуи рухнули, а немногочисленные островитяне утратили всякий интерес к своим поверженным идолам.

Моаи на картине Уильяма Ходжеса
Каменные статуи на острове Пасхи, нарисованные Уильямом Ходжесом – английским художником и участником экспедиции капитана Кука (картина ок. 1775-1776 г.) Источник: Wikimedia Commons (Public Domain)

Народ Рапа-Нуи явно переживал упадок, однако его циклопические статуи, даже рухнувшие и забытые, все равно потрясали воображение. Казалось невероятным, что аборигены с их примитивными технологиями смогли создать нечто подобное! Однако факт остается фактом – статуи были изготовлены островитянами в период с X по XVI в. (более точная оценка: 1250-1500 гг.). Сегодня их принято называть моа´и, что в переводе с гавайского означает «статуя». Они прекрасно сохранились, и в наши дни на острове Пасхи насчитывается около 900 моаи. Скорее всего, обнаружены не все и многие из них до сих пор остаются погребенными в земле.

В 1935 году остров Пасхи и четыре близлежащих островка стали защищаемым государством национальным парком Рапа-Нуи. Кроме того, благодаря своим моаи в 1995 году остров был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Почти все моаи (94%) вырублены из магматических горных пород (таких как желто-коричневый туф – спрессованный вулканический пепел) в каменоломнях Рано-Рараку – потухшего вулкана, достигающего в высоту 150 м и расположенного в километре от побережья острова. До сих пор около 400 статуй, различной степени завершенности, остаются разбросанными вокруг кратера вулкана, внутри которого лежит тихое пресноводное озеро.

Панорама вулкана Рано-Рараку
Панорама южного склона вулкана Рано-Рараку, с усеивающими его каменными статуями Источник: Wikimedia Commons (Bjørn Christian Tørrissen, CC BY-SA 3.0)

Многие полагают, что каменные истуканы острова Пасхи обращены лицом к океану. На самом деле, моаи оставленные на склонах вулкана смотрят вниз по склону, взгляд статуй на побережье устремлен вглубь острова (на стоявшие там раньше поселения), и только гиганты в глубине острова вглядываются в далекий берег. Кстати, говоря о глазах статуй, мы обычно имеем в виду их изображение вырезанное в камне. Однако в некоторых случаях моаи дополнялись глазами сделанными из белого коралла с черными обсидиановыми зрачками.

Моаи с реконструированными глазами
Моаи с реконструированными глазами (Средний период истории острова Пасхи) Источник: Wikimedia Commons / Flickr (Arian Zwegers, CC BY 2.0)

Как древние рапануйцы умудрялись перемещать эти статуи по острову – еще одна загадка. Ведь порой путь от каменоломни до места установки занимал пару десятков километров! И это при том, что типичный размер моаи – 4-6 м в высоту, при ширине основания в 1,5 м. Хотя некоторые из установленных статуй достигают в высоту 10-12 м. А это уже сопоставимо с высотой четырехэтажного дома! Вес этих каменных истуканов также впечатляет: в среднем 5 тонн, причем несколько десятков статуй весят более 10-12 т!

В ряде источников можно встретить совершенно фантастические значения веса завершенных моаи, вплоть до 86 тонн! Эти цифры получены исходя из плотности базальта, однако большинство статуй вырублено из более легкого туфа.

Самая крупная статуя, названная «Гигантом» (El Gigante), создавалась с поистине циклопическим размахом. Ее высота составляет около 21 м (!), а оценки веса колеблются от 50 т до 270 т! Эта статуя осталась незавершенной и до сих пор находится в каменоломне не отделенная от каменного основания.

Профессор Пол Кемпенирс осматривает моаи
Бельгильский ученый Пол Кемпенирс осматривает моаи, чья высота многократно превышает его рост (фото 1978 г.) Источник: Wikimedia Commons (Paul Kempeneers, CC BY-SA 2.5)

Отдельно стоит упомянуть пукао – круглые каменные цилиндры, установленные на головы некоторых статуй. По всей видимости, они имитируют пучок волос или головной убор. Пукао изготавливались из базальтовой пемзы, изначально черной, но со временем приобретающей красный цвет. Их характеристики также достойны уважения: высотой до 2,5 м и до 2-3 м в диаметре, пукао весят 500-800 кг, а иногда до 1,5-2 т!

Моаи с пукао
Моаи с установленными на их головы пукао – красными каменными «шапками» (церемониальная платформа Аху Нау-Нау) Источник: Wikimedia Commons / Flickr (Mike W. from Vancouver, Canada, CC BY-SA 2.0; коррекция цвета, яркости и контраста фото)

Как уже было сказано, чуть ли не половина всех моаи так и осталась стоять на внешних и внутренних склонах кратера Рано-Рараку. Раньше считалось, что их не успели завершить и переместить в другое место. Сейчас ученые склоняются к мысли, что эти статуи изначально предназначались для вулкана. Что касается остальных статуй, то они в основном установлены по периметру острова. Часть истуканов просто установили на открытом пространстве, другие были водружены на специальные постаменты – аху.

Каменные истуканы, моаи, не единственная загадка острова Пасхи. Культура его коренных жителей изобилует удивительными вещами: культ людей-птиц (тангата-ману), дощечки с нерасшифрованной уникальной письменностью ронго-ронго, деревянные статуэтки, изображающие тощих мужчин с выпирающими ребрами (моаи кавакава), женщин с бородой (моаи паапаа) и двухголовых существ (моаи аринга)

Аху – так местные жители называют каменные церемониальные платформы, по их представлениям связывающие мир людей с загробным светом. Поздние аху обычно сооружали на месте погребения вождей, но для чего они предназначались изначально неизвестно. Сегодня на острове насчитывается три сотни аху, большинство из которых расположено на побережье.

Аху Акиви
Аху Акиви – одна из самых известных церемониальных платформ острова Пасхи. На ней установлены 7 моаи, выполненных в едином стиле и имеющих высоту около 3,6 м. По легенде это 7 человек ждущих возвращения своего короля. В 1960 году команда американского археолога Уильяма Маллоя потратила несколько месяцев на восстановление этого аху Источник: Wikimedia Commons / Panoramio (LANOEL, CC BY-SA 3.0)

Типичный аху представляет собой прямоугольную платформу сложенную из крупных камней, пустоты между которыми заполнены щебнем. Иногда в толще постройки попадаются погребальные камеры. Некоторые платформы облицованы базальтовыми плитами. Одна сторона аху представляет собой пандус, а ее верхняя площадка служит постаментом для моаи.

Аху Винапу
Аху Винапу – был возведен раньше большинства других церемониальных платформ, но, как это ни парадоксально, при его создании древние умельцы проявили крайне высокое мастерство каменной кладки (обратите внимание на его массивные, но при этом аккуратные блоки) Источник: Wikimedia Commons / Panoramio (Pavel Špindler, CC BY 3.0)

Длина такой платформы обычно лежит в диапазоне от 10 до 100 м, ширина достигает 50 м, а высота - 4-6 м. При этом некоторые аху такие крошечные, что вмещают единственную маленькую статую. Другие – огромные платформы длиной до 160-220 м, на которых выстроился целый ряд каменных стражей. К примеру, на самом крупном аху Тонгарики установлено 15 изваяний.

Аху Тонгарики
Церемониальная платформа Аху Тонгарики и ее 15 моаи Источник: Wikimedia Commons (Voltamix, CC BY-SA 4.0)
Высказывались предположения, что моаи имеют лица европейцев. На самом деле это не так: анализ пропорций носа статуй однозначно указывает на их полинезийские черты.

Изучая моаи острова Пасхи, ученые установили, что их своеобразный лаконичный стиль возник далеко не сразу. Монументы раннего периода истории острова были примитивными прямоугольными головами без туловища или грубыми подобиями человеческого торса. Со временем статуи становятся крупнее и совершеннее, некоторые из них покрывают резьбой. Особенно примечателен рисунок на спине истуканов, маро – священная набедренная повязка вождя или жреца. Ее изображение состоит из круга, нескольких дуг и м-образной фигуры. Это символическое представление солнца, радуги и дождя. Также на поздних моаи можно встретить изображение лодок и весел, птиц и птицечеловеков.

Моаи Хоа Хакананаиа
Базальтовая статуя, известная как Хоа Хакананаиа, с узором «маро» (ок. 1400 г., Британский музей) Источник: Wikimedia Commons, коллаж и цветокоррекция фотографий Hiart (CC0) и Sailko (CC BY-SA 3.0)

Но для чего островитяне возводили свои гигантские статуи? Хотя первые посетившие остров европейцы и писали о них как об идолах, нет никаких причин полагать, что это были изваяния божеств. Сами рапануйцы называли их «аринга ора» («живые лица»), знали имя каждой статуи и относились к ним с уважением. По наиболее распространенной версии, моаи – это изображения почитаемых предков клана.

Моаи острова Пасхи
Моаи острова Рапа-Нуи. На самом деле, на фото видны только головы статуй – за прошедшие века их тела ушли под землю на глубину в 6-12 м! Источник: Wikimedia Commons (Leon petrosyan, CC BY-SA 4.0)

По легендам самих рапануйцев, их остров был заселен вождем Хоту Матуа. После его кончины, Рапа-Нуи был поделен между его 6 сыновьями, а затем достался их детям. Однако сверхъестественная сила предков (мана) до сих пор заключена в каменных статуях. Островитяне верили, что накопленная в изваяниях предков мана гарантирует обильные урожаи и процветание общины.

Интересно, что вера островитян в то, что моаи обеспечивают урожайность их земли, возможно, не такой уж и вымысел. Недавнее исследование почвы у подножия Рано-Рараку показало, что она самая плодородная на острове благодаря ее обогащению частицами вулканических пород из каменоломен.

Но это все легенды. Чтобы узнать истину, в 1955-1956 гг. норвежский археолог и путешественник Тур Хейердал организовал на остров Пасхи научную экспедицию. По ее результатам он написал книгу «Аку-Аку». Согласно изложенной в ней версии на острове с давних пор жило два племени: светлокожие «длинноухие» и темнокожие «короткоухие» (более точный перевод: Ханау Ээпе – «каста дородных» и Ханау Момоко – «каста тонких»).

Тур Хейердал в 1955 году
Тур Хейердал (Thor Heyerdahl) – норвежский археолог, писатель и путешественник. Он с небольшой командой построил плот «Кон-Тики» и за сто дней пересек на нем Тихий океан, доказав что это могли сделать и древние инки (фото 1955 года) Источник: Wikimedia Commons (Bjørn Fjørtoft, National Archives of Norway, CC BY 4.0)

Народ «длинноухих» получил свое название из-за обычая удлинять мочки ушей тяжелыми украшениями. Загадочные «длинноухие» покрывали тела татуировками, обладали необычной культурой и письменностью, и именно они были творцами моаи (а также… каннибалами, что и послужило причиной их гибели, но это уже другая история). При этом они ревностно оберегали секрет их создания от более многочисленных и подчиненных им «короткоухих». Все это окружало статуи ореолом таинственности. «Короткоухие» даже верили, что из каменоломен на побережье гигантские истуканы приходили сами!

Моаи в каменоломне
Незавершенный моаи внутри кратера вулкана Рано-Рараку (фото ок. 1914-1915 г.) Источник: Wikimedia Commons (British Museum, Public Domain; изображение обрезано по краю)

По просьбе ученого, последние из живущих на острове хранителей секретов «длинноухих» с нуля создали новую статую. Благодаря этому и другим экспериментам, удалось воссоздать процесс изготовления моаи. Сначала, используя твердые базальтовые кирки (токи), островитяне вытесывали фигуру в мягком туфе. Затем ее полировали кусочками пемзы. Готовую статую с помощью тросов спускали со склона горы. Дальнейший путь до места установки каменный гигант проделывал на деревянных салазках из бревен. Наконец, подкладывая под основание камни и применяя деревянные рычаги, «длинноухие» ставили моаи на ноги.

Странствующий моаи и Аху Тонгарики
Аху Тонгарики и «Странствующий Моаи» на переднем плане – эта статуя была так названа потому, что Тур Хейердал использовал ее для проверки гипотез о способах перемещения моаи по острову, а кроме того она «уезжала» с острова на всемирную выставку в Японии, но потом вернулась обратно Источник: Wikimedia Commons (Bjørn Christian Tørrissen, CC BY-SA 3.0)

Островитяне рассказали Хейердалу, что уже несколько поколений никто не занимался изготовлением моаи, однако их с детства обучали этому искусству. На вопрос, почему они никогда не рассказывали об этом европейцам, предводитель рапануйцев пожал плечами и ответил, что «раньше никто его об этом и не спрашивал».

Тур Хейердал считал, что остров Пасхи заселялся в два этапа. Согласно его гипотезе, «короткоухие» были полинезийцами и прибыли последними. Первыми же на тростниковых лодках приплыли «длинноухие» из Южной Америки. На эту мысль его навели каменные сооружения островитян похожие на древние города инков в Перу. К тому же легендарные «белые учителя» инков, также имели обычай удлинять уши. Впрочем, большинство ученых относится к подобным теориям скептически.
Моаи острова Пасхи
Моаи острова Пасхи (фото 2010 г.) Источник: Wikimedia Commons / Flickr (TravelingOtter, CC BY 2.0)

В итоге, к сожалению, культура рапануйцев пришла в упадок, а их история сложилась крайне трагично. Еще до прибытия европейцев междоусобицы и вырубка деревьев истощили остров и его жителей. Затем все стало только хуже: островитян обращали в рабство, среди них бушевали завезенные с континента эпидемии, начался голод. В результате к 1877 году численность рапануйцев сократилась до 111 человек. В наше время на острове Пасхи проживает около 8 тысяч, больше половины из которых – чилийцы. Остальные жители Рапа-Нуи являются потомками коренных островитян, но среди них почти не осталось чистокровных рапануйцев.

Моаи на фоне звездного неба
Моаи острова Пасхи на фоне звездного неба (фото 2021 г.) Источник: Wikimedia Commons (Karlos denta, CC BY-SA 4.0)

Что касается знаменитых статуй, то к середине XIX века большинство моаи рухнули в результате землетрясений и цунами, либо были опрокинуты людьми. В наши дни полсотни статуй восстановлены на своих церемониальных постаментах аху или вывезены с острова и выставлены в различных музеях.

У рапануйцев есть легенда объясняющая как упали статуи. По преданию, однажды на острове появился загадочный немой старик. Знаками он попросил у островитян куриных голов – их излюбленного лакомства. Однако те отказали гостью в его просьбе. Ночью хозяева хижины, где заночевал незнакомец, проснулись от грохота: старик изо всех сил топал ногами. Наутро жители острова увидели, что все статуи рухнули…

Даже в наши дни остров Пасхи или, как его называют местные жители, Рапа-Нуи, продолжает хранить свои секреты. Все наши предположения о назначении, способах создания и транспортировки гигантских статуй, во многом основаны на зыбких догадках. А ведь кроме моаи на острове есть еще много других интересных вещей: пещеры с наскальными рисунками, загадочные пиктограммы, церемониальная деревня Оронго с домами эллиптической формы… Без сомнения, нам предстоит узнать еще много интересного про замечательный остров Пасхи или Рапа-Нуи!

Источники:
  1. Explore Easter Island / MYSTERIOUS PLACES. Jan, 2016. URL: http://www.mysteriousplaces.com/easter_island/
  2. Rapa Nui National Park / UNESCO World Heritage Centre, 2023. URL: https://whc.unesco.org/en/list/715
  3. Wikipedia (en) / Article «Moai»
  4. Великаны острова Пасхи / А.М. Кондратов. М: Советский художник, 1966.
  5. Википедия / Статьи «Аку-Аку», «Аху Тонгарики», «Моаи», «Моаи кавакава», «Национальный парк Рапануи», «Остров Пасхи», «Рано-Рараку», «Рапануйцы», «Тур Хейердал»
  6. Остров Пасхи / Н.Н. Непомнящий. М: Вече, 2005.
  7. Теория Тура Хейердала. Романтика и факты… / Антропогенез.РУ. URL: https://antropogenez.ru/quote/705/
Понравилась статья? Поделись с другими: