Женская мода в Древнем Риме: от наряда невесты до костюма почтенной матроны
Мода во все времена была индикатором царящих в обществе настроений. Одежда, как зеркало, отражает ценности, нравы и обычаи народа. Древний Рим – не исключение. Именно в одежде наиболее ярко и выпукло выражается дух великого государства античности. Если идеалом греков было прекрасное и развитое человеческое тело, чье совершенство подчеркивали костюмы эллинов, то гардероб римлян должен был подтвердить высокий статус гражданина – величественного, сдержанного, респектабельного. И женская одежда наглядное тому доказательство.
Костюм древнеримской женщины мог многое рассказать об ее социальном статусе. Одежда патрицианки, плебейки или рабыни отличалась качеством, украшениями, манерой ношения. К примеру, одеяние достойной матроны было призвано подчеркнуть ее монументальную фигуру, спокойные жесты, неторопливую плавную походку.
Матрона (matrona) – почетное название свободнорожденной, знатной и замужней женщины с хорошей репутацией в Древнем Риме. История сохранила имена многих римских матрон, например: Аврелия Котта – мать Гая Юлия Цезаря, или его жена Кальпурния Пизонис.
Изготовление одежды в Древнем Риме считалось добродетельным занятием для женщин. Император Октавиан Август гордился туниками и тогами, сделанными собственноручно его женой и матерью. Однако хотя матроны могли прясть и ткать одежду дома (часто прямо в приемной), демонстрируя трудолюбие и верность традициям, остальные при возможности предпочитали покупать готовое платье у ремесленников.
На заре становления Вечного города женская одежда изготавливалась из тяжелой шерстяной ткани. В имперский период ее сменил легкий и красивый шелк – разноцветный, полупрозрачный, с серебряной и золотой вышивкой. По мере развития торговых контактов Рима с другими странами, росла и любовь римских женщин к роскошным нарядам. Поначалу в период Республики матроны появлялись в обществе в простых белых одеяниях украшенных лишь скромной пурпурной каймой. Однако позже на улицах Рима уже можно было увидеть женщин щеголявших в дорогих костюмах из разноцветного, клетчатого, либо однотонного материала ярких цветов: пурпурных, красных, лиловых, желтых, зеленых.
Красивые яркие ткани позволяли проявить индивидуальность. Богатые кокетки смущали консервативную публику шикарными пурпурными и золотыми платьями, а порой и фривольными полупрозрачными одеяниями. Белый цвет в зависимости от ситуации мог быть как повседневным, так и парадным. И хотя правители Рима не единожды издавали законы против публичной демонстрации роскоши, это не могло искоренить любовь римлянок (да и римлян, чего уж там) к модной одежде.
Интересно, что в Древнем Риме существовало разделение цветов на «женские» и «мужские». Считалось, что прекрасному полу лучше подходят желтый, оранжевый, зеленый и коричневый цвета.
Но пора познакомиться с гардеробом типичной римлянки поближе. И начнем мы с такой деликатной темы, как нижнее белье. Жительницы Древнего Рима носили на бедрах и груди специальные повязки (zona, fascia, cingulum) из нежной ткани или тонко выделанной кожи. Часто подобный «корсет» служил и для визуальной коррекции фигуры. Разновидностью нижнего белья был сублигакул (subligaculum) – набедренная повязка из кожи, крепившаяся завязками на талии. Для поддержки бюста использовали строфион (strophium) – длинную ленту из мягкой кожи, которую оборачивали вокруг груди. Строфион могли носить как под одеждой, так и поверх нижней туники. Чулок не было.
Примечательно, что римские девушки занимались спортом в одной легкой тунике, а то и вовсе в некотором подобии «бикини».
К нижнему белью относилась и нижняя туника, своего рода комбинация. Вообще туника (tunica) – это одежда в форме прямоугольного мешка, с отверстиями для головы и рук. Тунику сшивали из шерстяного или льняного полотна. Она могла быть как с рукавами, так и без них; воротника (как и у любой античной одежды) не было. Длиной женская туника доходила до щиколоток или стоп, ее подпоясывали. А вот исподняя туника (tunica interior, tunica intima) была короче – выше колен. Ее шерстяной вариант часто надевали под верхнюю тунику в холодную погоду. Также длинные белые туники, подпоясанные на талии, носили девочки.
Удобные туники римлянки любили использовать в качестве повседневной домашней одежды, в том числе как ночную сорочку.
Собираясь на улицу, римские матроны надевали поверх туники столу (stola) – длинную (до лодыжек) верхнюю одежду, наподобие элегантно драпированной туники, которую поддерживали два пояса: узкий под грудью и широкий на талии. Стола была нарядной: к подолу пришивалась широкая пурпурная лента или плиссированная оборка (instita), украшенная жемчугом и золотыми блестками; шейное отверстие также окантовывалось пурпурной каймой. Рукава доходили до локтей, но не сшивались, а скреплялись рядом застежек. Материалом служили шерсть, лен или шелк, окрашенные в оттенки красного, желтого или синего. Стола олицетворяла скромность и целомудрие, а потому не должна была быть кричаще-яркой. Особо стоит отметить, что столу, как символ законного брака, имели право носить исключительно матроны, но не рабыни или девушки легкого поведения. Для римских женщин стола означала то же, что и тога для мужчин – признание их в качестве полноправных членов общества.
Существовало правило: с туникой без рукавов надевали столу с рукавами, и наоборот.
Сезонной одежды, как таковой не было, однако в прохладную погоду римлянка поверх столы могла надеть паллу (palla), которая поначалу была преимущественно одеждой незнатных женщин, но со временем вошла в моду, потеснив саму столу. Палла представляла собой мантию, в виде прямоугольного куска мягкой (иногда полупрозрачной) ткани, которую набрасывали на плечо и оборачивали вокруг талии, иногда скрепляя фибулами (застежками) и поясом. Ее верхний край выполнял функцию капюшона. Паллу красиво драпировали, а порой украшали вышивкой. Наиболее модной расцветкой был пурпур, но популярностью пользовались также белые, черные и желтые плащи.
Кроме паллы римские женщины могли носить и другие виды плащей, например оликулу (olicula) – короткую накидку с капюшоном.
Около III в. н.э. столу и паллу постепенно вытесняют другие виды женской одежды, такие как далматика (dalmatica) - туника с рукавами, и колобиум (colobium) – туника без рукавов.
Говоря о женском гардеробе, нельзя обойти вниманием одежду для особых случаев. Так к обеду знатные римлянки переодевались в комплект разноцветных туник-плащей – синфесис (synthesis). Эти светлые утонченные одеяния могли не единожды менять по ходу трапезы, демонстрируя свое богатство.
Собираясь в знаменитые римские термы, специальную «банную» одежду не брали. Верхнее платье посетительницы снимали в раздевалке, оставаясь в одной тунике. Купались, как правило, обнаженными.
Для священнодействий также существовала своя одежда. Например, очень красивый и торжественный наряд был у весталок – почитаемых и неприкосновенных жриц богини очага Весты: белые туника и палла с красными (символ священного огня) и белыми (знак духовной чистоты) лентами, медальон на груди, вуаль и шерстяная головная повязка.
И, разве можно забыть о свадьбе? Древнеримский наряд невесты просто великолепен. Накануне свадьбы девушка облачалась в длинную белую тунику, подвязанную поясом из овечьей шерсти. Волосы невесты укладывали в коническую прическу и покрывали красным платком. В день свадьбы поверх туники накидывали огненно-алую паллу (palla gelbeatica), на голову надевали желто-красную вуаль (flammeum), в тон которой подбиралась обувь. Довершали наряд невесты изящный браслет и цветочный венок.
Но довольно о платье, следует сказать пару слов и об обуви Римлянки носили сандалии, иногда с двойной подошвой, облегающие ботинки и полусапожки. Женская обувь отличалась тем, что была разнообразных цветов (белая, светло-желтая, красная) и изготавливалась из тонкой мягкой кожи. Богатые матроны могли позволить себе обувь расшитую золотом, жемчугом и драгоценными камнями, с цветными шелковыми лентами вместо простых ремешков. Босиком разгуливать было не принято. Дома обеспеченные хозяйки ходили в легких тапочках из войлока или кожи.
Из головных уборов римлянки предпочитали шерстяные повязки, порой украшенные золотом, жемчугом или драгоценными камнями, а также круглые шапочки, обтянутые серебряными или золотыми сетками. Кроме того в моде были «чепцы» (mitra), покрывающие заднюю часть головы, но оставляющие открытыми изящно уложенные волосы надо лбом. Знатные дамы крепили к головным уборам тонкую вуаль, ниспадающую на плечи и скрывающую лицо.
Древнеримская традиция предписывала замужним женщинам находиться в общественных местах исключительно в головном уборе. Консул Римской республики Гай Сульпиций Галл даже развелся с женой за то, что она появилась в дверях с непокрытой головой. Впрочем, во времена Империи нравы стали менее строгими.
В этой статье мы говорили исключительно о древнеримской женской одежде, оставив без внимания украшения и аксессуары, прически и косметику. Все это настолько обширная и богатая тема, что ей будет посвящена отдельная публикация.
- Wikipedia (en) / Articles «Clothing in ancient Rome», «Olicula», «Palla_(garment)», «Stola», «Subligaculum»
- Википедия / Статьи «Брак в Древнем Риме», «Гай Сульпиций Галл (консул 166 года до н. э.)», «Мода в Древнем Риме», «Нательное бельё в Древнем Риме», «Палла», «Римская матрона», «Стола (туника), «Строфион», «Сублигакулум», «Туника»
- Древний Рим. Быт, религия, культура / Франк Коуэл. Пер. с англ. О.Д. Сидоровой. М.: Центрполиграф, 2006.
- История в костюмах / А. Блейз. М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2002.
- История костюма. Европейские костюма от античности до XXвека / Е.В. Киреева. М.: Просвещение, 1970.