Историческая Мозаика
Собираем из разрозненных фактов грандиозное полотно истории!

Женская мода в Древнем Риме: от наряда невесты до костюма почтенной матроны

👀 2048📖 6 мин✎ 21 авг 2022

Мода во все времена была индикатором царящих в обществе настроений. Одежда, как зеркало, отражает ценности, нравы и обычаи народа. Древний Рим – не исключение. Именно в одежде наиболее ярко и выпукло выражается дух великого государства античности. Если идеалом греков было прекрасное и развитое человеческое тело, чье совершенство подчеркивали костюмы эллинов, то гардероб римлян должен был подтвердить высокий статус гражданина – величественного, сдержанного, респектабельного. И женская одежда наглядное тому доказательство.

Женщины Античности
Женская античная одежда на картине Лоуренса Альма-Тадемы Источник: Wikimedia Commons (All Art Painting, Public Domain)

Костюм древнеримской женщины мог многое рассказать об ее социальном статусе. Одежда патрицианки, плебейки или рабыни отличалась качеством, украшениями, манерой ношения. К примеру, одеяние достойной матроны было призвано подчеркнуть ее монументальную фигуру, спокойные жесты, неторопливую плавную походку.

Матрона (matrona) – почетное название свободнорожденной, знатной и замужней женщины с хорошей репутацией в Древнем Риме. История сохранила имена многих римских матрон, например: Аврелия Котта – мать Гая Юлия Цезаря, или его жена Кальпурния Пизонис.

Изготовление одежды в Древнем Риме считалось добродетельным занятием для женщин. Император Октавиан Август гордился туниками и тогами, сделанными собственноручно его женой и матерью. Однако хотя матроны могли прясть и ткать одежду дома (часто прямо в приемной), демонстрируя трудолюбие и верность традициям, остальные при возможности предпочитали покупать готовое платье у ремесленников.

Кальпурния
Кальпурния – римская матрона, третья жена знаменитого Гая Юлия Цезаря Источник: Wikimedia Commons (Hubertus Quellinus, Public Domain)

На заре становления Вечного города женская одежда изготавливалась из тяжелой шерстяной ткани. В имперский период ее сменил легкий и красивый шелк – разноцветный, полупрозрачный, с серебряной и золотой вышивкой. По мере развития торговых контактов Рима с другими странами, росла и любовь римских женщин к роскошным нарядам. Поначалу в период Республики матроны появлялись в обществе в простых белых одеяниях украшенных лишь скромной пурпурной каймой. Однако позже на улицах Рима уже можно было увидеть женщин щеголявших в дорогих костюмах из разноцветного, клетчатого, либо однотонного материала ярких цветов: пурпурных, красных, лиловых, желтых, зеленых.

Древнеримская женская одежда
Женская одежда в Древнем Риме Источник: Wikimedia Commons (фрагмент изображения, Albert Kretschmer, painters and costumer to the Royal Court Theatre, Berin, and Dr. Carl Rohrbach, Public Domain)

Красивые яркие ткани позволяли проявить индивидуальность. Богатые кокетки смущали консервативную публику шикарными пурпурными и золотыми платьями, а порой и фривольными полупрозрачными одеяниями. Белый цвет в зависимости от ситуации мог быть как повседневным, так и парадным. И хотя правители Рима не единожды издавали законы против публичной демонстрации роскоши, это не могло искоренить любовь римлянок (да и римлян, чего уж там) к модной одежде.

Интересно, что в Древнем Риме существовало разделение цветов на «женские» и «мужские». Считалось, что прекрасному полу лучше подходят желтый, оранжевый, зеленый и коричневый цвета.

Но пора познакомиться с гардеробом типичной римлянки поближе. И начнем мы с такой деликатной темы, как нижнее белье. Жительницы Древнего Рима носили на бедрах и груди специальные повязки (zona, fascia, cingulum) из нежной ткани или тонко выделанной кожи. Часто подобный «корсет» служил и для визуальной коррекции фигуры. Разновидностью нижнего белья был сублигакул (subligaculum) – набедренная повязка из кожи, крепившаяся завязками на талии. Для поддержки бюста использовали строфион (strophium) – длинную ленту из мягкой кожи, которую оборачивали вокруг груди. Строфион могли носить как под одеждой, так и поверх нижней туники. Чулок не было.

Мозаика древнеримской виллы с девушками в бикини
Мозаика древнеримской виллы на Сицилии, изображающая занимающихся спортом «девушек в бикини» Источник: Wikimedia Commons (modification by AlMare of photograph taken by Disdero, CC BY-SA 2.5)
Примечательно, что римские девушки занимались спортом в одной легкой тунике, а то и вовсе в некотором подобии «бикини».

К нижнему белью относилась и нижняя туника, своего рода комбинация. Вообще туника (tunica) – это одежда в форме прямоугольного мешка, с отверстиями для головы и рук. Тунику сшивали из шерстяного или льняного полотна. Она могла быть как с рукавами, так и без них; воротника (как и у любой античной одежды) не было. Длиной женская туника доходила до щиколоток или стоп, ее подпоясывали. А вот исподняя туника (tunica interior, tunica intima) была короче – выше колен. Ее шерстяной вариант часто надевали под верхнюю тунику в холодную погоду. Также длинные белые туники, подпоясанные на талии, носили девочки.

Удобные туники римлянки любили использовать в качестве повседневной домашней одежды, в том числе как ночную сорочку.
Статуя Агриппины Старшей
Статуя Агриппины Старшей, матери императора Калигулы, в тунике и плаще Источник: Wikimedia Commons (Regional Archaeological Museum Antonino Salinas, CC BY 2.5)

Собираясь на улицу, римские матроны надевали поверх туники столу (stola) – длинную (до лодыжек) верхнюю одежду, наподобие элегантно драпированной туники, которую поддерживали два пояса: узкий под грудью и широкий на талии. Стола была нарядной: к подолу пришивалась широкая пурпурная лента или плиссированная оборка (instita), украшенная жемчугом и золотыми блестками; шейное отверстие также окантовывалось пурпурной каймой. Рукава доходили до локтей, но не сшивались, а скреплялись рядом застежек. Материалом служили шерсть, лен или шелк, окрашенные в оттенки красного, желтого или синего. Стола олицетворяла скромность и целомудрие, а потому не должна была быть кричаще-яркой. Особо стоит отметить, что столу, как символ законного брака, имели право носить исключительно матроны, но не рабыни или девушки легкого поведения. Для римских женщин стола означала то же, что и тога для мужчин – признание их в качестве полноправных членов общества.

Существовало правило: с туникой без рукавов надевали столу с рукавами, и наоборот.
Статуя Ливии Друзиллы
Статуя Ливии Друзиллы, жены императора Октавиана Августа, одетой в столу и паллу Источник: Wikimedia Commons (Ángel M. Felicísimo, CC BY-SA 4.0)

Сезонной одежды, как таковой не было, однако в прохладную погоду римлянка поверх столы могла надеть паллу (palla), которая поначалу была преимущественно одеждой незнатных женщин, но со временем вошла в моду, потеснив саму столу. Палла представляла собой мантию, в виде прямоугольного куска мягкой (иногда полупрозрачной) ткани, которую набрасывали на плечо и оборачивали вокруг талии, иногда скрепляя фибулами (застежками) и поясом. Ее верхний край выполнял функцию капюшона. Паллу красиво драпировали, а порой украшали вышивкой. Наиболее модной расцветкой был пурпур, но популярностью пользовались также белые, черные и желтые плащи.

Кроме паллы римские женщины могли носить и другие виды плащей, например оликулу (olicula) – короткую накидку с капюшоном.

Около III в. н.э. столу и паллу постепенно вытесняют другие виды женской одежды, такие как далматика (dalmatica) - туника с рукавами, и колобиум (colobium) – туника без рукавов.

Статуя Афины
Древнеримская копия статуи греческой богини Афины, одетой в паллу (найдена возле города Веллетри) Источник: Wikimedia Commons (Vincenzo Pacetti, Louvre, CC0)

Говоря о женском гардеробе, нельзя обойти вниманием одежду для особых случаев. Так к обеду знатные римлянки переодевались в комплект разноцветных туник-плащей – синфесис (synthesis). Эти светлые утонченные одеяния могли не единожды менять по ходу трапезы, демонстрируя свое богатство.

Собираясь в знаменитые римские термы, специальную «банную» одежду не брали. Верхнее платье посетительницы снимали в раздевалке, оставаясь в одной тунике. Купались, как правило, обнаженными.

Для священнодействий также существовала своя одежда. Например, очень красивый и торжественный наряд был у весталок – почитаемых и неприкосновенных жриц богини очага Весты: белые туника и палла с красными (символ священного огня) и белыми (знак духовной чистоты) лентами, медальон на груди, вуаль и шерстяная головная повязка.

Весталки
Картина Густава Сурана, изображающая весталок Источник: Wikimedia Commons (MultiArt Services, Inc., Public Domain)

И, разве можно забыть о свадьбе? Древнеримский наряд невесты просто великолепен. Накануне свадьбы девушка облачалась в длинную белую тунику, подвязанную поясом из овечьей шерсти. Волосы невесты укладывали в коническую прическу и покрывали красным платком. В день свадьбы поверх туники накидывали огненно-алую паллу (palla gelbeatica), на голову надевали желто-красную вуаль (flammeum), в тон которой подбиралась обувь. Довершали наряд невесты изящный браслет и цветочный венок.

Древнеримская свадьба
Мраморный рельеф, изображающий брачную церемонию в Древнем Риме Источник: Wikimedia Commons (British Museum, CC BY-SA 4.0)

Но довольно о платье, следует сказать пару слов и об обуви Римлянки носили сандалии, иногда с двойной подошвой, облегающие ботинки и полусапожки. Женская обувь отличалась тем, что была разнообразных цветов (белая, светло-желтая, красная) и изготавливалась из тонкой мягкой кожи. Богатые матроны могли позволить себе обувь расшитую золотом, жемчугом и драгоценными камнями, с цветными шелковыми лентами вместо простых ремешков. Босиком разгуливать было не принято. Дома обеспеченные хозяйки ходили в легких тапочках из войлока или кожи.

Статуя римлянки с паллой
татуя римлянки с паллой, частично покрывающей волосы (II в. н.э.) Источник: Wikimedia Commons (Wolfgang Sauber, Antalya Archeological Museum, CC BY-SA 3.0)

Из головных уборов римлянки предпочитали шерстяные повязки, порой украшенные золотом, жемчугом или драгоценными камнями, а также круглые шапочки, обтянутые серебряными или золотыми сетками. Кроме того в моде были «чепцы» (mitra), покрывающие заднюю часть головы, но оставляющие открытыми изящно уложенные волосы надо лбом. Знатные дамы крепили к головным уборам тонкую вуаль, ниспадающую на плечи и скрывающую лицо.

Древнеримская традиция предписывала замужним женщинам находиться в общественных местах исключительно в головном уборе. Консул Римской республики Гай Сульпиций Галл даже развелся с женой за то, что она появилась в дверях с непокрытой головой. Впрочем, во времена Империи нравы стали менее строгими.

В этой статье мы говорили исключительно о древнеримской женской одежде, оставив без внимания украшения и аксессуары, прически и косметику. Все это настолько обширная и богатая тема, что ей будет посвящена отдельная публикация.

Источники:
  1. Wikipedia (en) / Articles «Clothing in ancient Rome», «Olicula», «Palla_(garment)», «Stola», «Subligaculum»
  2. Википедия / Статьи «Брак в Древнем Риме», «Гай Сульпиций Галл (консул 166 года до н. э.)», «Мода в Древнем Риме», «Нательное бельё в Древнем Риме», «Палла», «Римская матрона», «Стола (туника), «Строфион», «Сублигакулум», «Туника»
  3. Древний Рим. Быт, религия, культура / Франк Коуэл. Пер. с англ. О.Д. Сидоровой. М.: Центрполиграф, 2006.
  4. История в костюмах / А. Блейз. М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2002.
  5. История костюма. Европейские костюма от античности до XXвека / Е.В. Киреева. М.: Просвещение, 1970.
Понравилась статья? Поделись с другими: