Историческая Мозаика
Собираем из разрозненных фактов грандиозное полотно истории!

Ворота Иштар – великое чудо Вавилона (часть II)

👀 5042📖 4 мин✎ 20 окт 2022

В первой части статьи Вы познакомились с поразительной архитектурой Вавилона, главным образом с прекрасными и грандиозными Воротами Иштар. Этот великолепный комплекс двойных ворот облицованных глазурованным кирпичом лазурного цвета и украшенных барельефами священных животных, открывал путь к центру города с северной стороны. Эти врата были построены по приказу царя Навуходоносора II и посвящены богине Иштар.

Реконструированные Ворота Иштар в Пергамском музее
Реконструированные Ворота Иштар в Пергамском музее (Музей Передней Азии, Берлин) Источник: Wikimedia Commons (Radomir Vrbovsky, CC BY-SA 4.0)

Верования Древней Месопотамии (шумеро-аккадская мифология) включали в себя целый пантеон богов и богинь. В представлении народов Междуречья эти божества отвечали за различные сферы жизни. К примеру, Ан был богом неба, Энлиль владыкой воздуха, а Энки божеством подземных вод, мудрости и магии. Покровителем Вавилона считался Мардук. Среди женских божеств центральное место занималаИштар – богиня плодородия, плотской любви и воинов. Ее небесным воплощением считалась планета Венера. Культ Иштар был распространен повсеместно, почиталась богиня и в Вавилоне, поэтому неудивительно, что Навуходоносор II построил посвященные ей ворота.

Рельеф с изображением крылатой богини Иштар
Глиняный рельеф, изображающий крылатую богиню Иштар (II тыс. до н.э.) Источник: Wikimedia Commons (Rama, CC BY-SA 3.0 FR; Louvre Museum)
Грандиозные стены Вавилона с их великолепными вратами, посвященными Иштар и другим богам, были настолько удивительны, что даже вошли в первоначальный список 7 чудес света. Позднее их сменил Александрийский (Фаросский) маяк.

Однако ничто не вечно. Проходят века, и некогда благоденствующий Вавилон приходит в упадок. Соседство с более успешными городами (такими как Багдад), бесконечные войны и завоевания, привели к падению некогда могущественного города. Около 1000 года н.э. Вавилон был окончательно разрушен и разорен. Некогда оживленные улицы заметал песок, стены осыпались, превращаясь в заросшие чахлой травой холмы. Казалось, город забыт навеки. Отныне рассказы о нем воспринимались как красивая сказка. Но в XIX веке вновь пробуждается интерес к истории Древней Месопотамии, начинаются поиски и систематические раскопки Вавилона. На солнечный свет удается извлечь множество бесценных предметов культуры, среди которых особое место занимают Ворота Иштар.

Фото раскопанных Ворот Иштар
Фотография раскопанных Ворот Иштар (Ирак, 1932 год) Источник: Wikimedia Commons (Library of Congress, USA, Public Domain)

История их открытия берет свое начало в 1850-х, когда французская экспедиция обнаружила в районе иракского холма Эль-Каср разноцветные глазурованные кирпичи. Стало ясно, что холм имеет вовсе не природное происхождение. Но чудо, скрывающееся под тысячелетними слоями песка и пыли, смог обнаружить лишь немецкий архитектор и археолог Роберт Кольдевей. Его настолько поразили фрагменты глазурованных рельефных кирпичей, что он решил начать поиски легендарного Вавилона. Ученый смог убедить в их необходимости спонсоров и в марте 1899 года начались масштабные раскопки. Еще через три года из-под земли извлекли руины древнего сооружения, надпись на котором гласила, что это Ворота Иштар.

Немецкий археолог Роберт Кольдевей
Немецкий археолог и архитектор Роберт Кольдевей, обнаруживший Ворота Иштар Источник: Wikimedia Commons (Public Domain)
Роберт Иоганн Кольдевей (1855 – 1925) – немецкий архитектор, историк, преподаватель и археолог. Один из первых специалистов в архитектурной археологии. Определил местонахождение и доказал существование Вавилона.

Началась кропотливая работа по изучению и восстановлению находки, которая была завершена к 1930 году в Пергамском музее в Берлине. Воссозданная реплика не является полной копией ворот, на самом деле это лишь малые фронтальные ворота и часть Дороги Процессий. Остальная часть комплекса хранится в запасниках этого или экспозициях других музеев всего мира. Но даже так реконструированные Ворота Иштар представляют собой поразительное зрелище. Основная часть отлично сохранившихся врат превышает 15 м в высоту и имеет около 30 м в ширину. При этом первоначальный фундамент строения уходил под землю еще почти на 14 м! Вдумайтесь в эти цифры – две с половиной тысячи лет назад люди смогли возвести столь красивое и функциональное сооружение, высотой с современный многоэтажный дом!

По оценкам ученых на строительство основной части Вавилона потребовалось более 15 миллионов обожженных кирпичей.
Восстановленные ворота Иштар
Восстановленные ворота Иштар в Пергамском музее (Берлин) Источник: Wikimedia Commons (Hahaha, CC SA 1.0)

Ворота облицованы кирпичом покрытым глазурью синего, желтого, белого, черного и зеленого цветов. Кирпичи изготавливали путем прессования глины в деревянных формах. Сформированные бруски высушивали на солнце, а затем обжигали. Глазурь древние строители делали из смеси золы, песчаника, силикатов. Эту комбинацию многократно расплавляли, охлаждали и измельчали. В получившееся вещество (фритту) добавляли минеральные красители и медь, а затем сантиметровый слой глазури наносили на облицовочные кирпичи, подвергавшиеся финальному обжигу. После этого можно было приступать к кладке, которую скрепляли известковым раствором, а швы замазывали природным битумом. Определенно, строительные и химические технологии Древней Месопотамии демонстрируют высокий уровень развития.

Ученые полагают, что ярко-синие кирпичи имитировали высоко ценившийся лазурит (ляпис-лазурь). Возможно, этот минерал символизировал богиню Инанну, отождествляемую с Иштар. По легенде Инанна однажды спустилась в подземный мир, надев 7 украшений из лазурита.
Львы и цветы Дороги Процессий
Львы и цветы со стены Дороги Процессий (Пергамский музей) Источник: Wikimedia Commons (Josep Renalias, CC BY-SA 3.0)

Впрочем, и вавилонское искусство было на высоте. Об это красноречиво говорит тот факт, что Ворота Иштар украшают 575 детальных барельефов с золотистыми быками и желтыми мифологическими сиррушами, и еще 120 львов (белые с желтой гривой и желтые с красной гривой) изображены на стенах Дороги Процессий. Животные показаны очень реалистично, а некоторые практически в натуральную величину. Причем кладка продумана таким образом, чтобы швы между кирпичами не попали на место глаз или другие подобные места и не испортили образ. Створки ворот и их крыша были изготовлены из желто-розовой древесины кедра. Кроме того на стену ворот нанесен текст (теменну), в котором рассказывается, что их построил вавилонский царь Навуходоносор II.

Надпись Навуходоносора II на Воротах Иштар
Клинописная надпись на Воротах Иштар, рассказывающая об их строительстве по приказу Навуходоносора II Источник: Wikimedia Commons (Joyofmuseums, CC BY-SA 4.0; Pegamon Museum)
Надпись Навуходоносора представляет собой 60 строк клинописи, занимающих на стене участок в 15 м высотой и 10 м шириной.

Ворота Иштар – яркий пример того, на что способен целеустремленный человеческий ум вкупе с талантом и упорством. Даже сегодня этот невероятный памятник вавилонской архитектуры поражает своей элегантной красотой и масштабами замысла. Несомненно, нам есть чему поучиться у мастеров Древней Месопотамии!

Источники:
  1. Wikipedia (de) / Artikel «Ischtar-Tor»
  2. Wikipedia (en) / Articles «Ishtar Gate», «Nebuchadnezzar II»
  3. Великие цивилизации Междуречья. Древняя Месопотамия: Царства Шумер, Аккад, Вавилония и Ассирия. 2700–100 гг. до н. э. / Жорж Ру. М.: ЗАО Центрполиграф, 2022.
  4. Википедия / Статьи «Адад», «Акиту», «Вавилон», «Висячие сады Семирамиды», «Ворота Иштар», «Забаба», «Инанна», «Иштар», «Кольдевей, Роберт», «Мардук», «Навуходоносор II», «Семь чудес света», «Сирруш», «Список божеств шумеро-аккадской мифологии», «Шамаш (мифология)», «Шумеро-аккадская мифология», «Энлиль», «Этеменанки»
  5. Ворота Иштар / С. Петрова, 2017. Журнал «Дилетант». URL: https://diletant.media/articles/38030024/
  6. Загадки истории. Древний мир / Ермановская А.Э. Издательство «Директ-Медиа», 2014.
  7. История архитектуры, градостроительства и дизайна / Ю.В. Алексеев, В.П. Казачинский, В.В, Бондарь. М.: Издательство АСВ, 2008.
  8. История и методология строительной науки и производства / Грызлов В.С. и др. М., Вологда: Инфра-Инженерия, 2019.
  9. Мировая художественная культура. Древний мир / Карпушина С.В., Карпушин В.А. М.: Олма-Пресс, 2002.
  10. Энциклопедия искусства Древнего мира / Авт.-сост. Краснова О.Б. М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002.
Понравилась статья? Поделись с другими: