Ворота Иштар – великое чудо Вавилона (часть II)
В первой части статьи Вы познакомились с поразительной архитектурой Вавилона, главным образом с прекрасными и грандиозными Воротами Иштар. Этот великолепный комплекс двойных ворот облицованных глазурованным кирпичом лазурного цвета и украшенных барельефами священных животных, открывал путь к центру города с северной стороны. Эти врата были построены по приказу царя Навуходоносора II и посвящены богине Иштар.
Верования Древней Месопотамии (шумеро-аккадская мифология) включали в себя целый пантеон богов и богинь. В представлении народов Междуречья эти божества отвечали за различные сферы жизни. К примеру, Ан был богом неба, Энлиль владыкой воздуха, а Энки божеством подземных вод, мудрости и магии. Покровителем Вавилона считался Мардук. Среди женских божеств центральное место занималаИштар – богиня плодородия, плотской любви и воинов. Ее небесным воплощением считалась планета Венера. Культ Иштар был распространен повсеместно, почиталась богиня и в Вавилоне, поэтому неудивительно, что Навуходоносор II построил посвященные ей ворота.
Грандиозные стены Вавилона с их великолепными вратами, посвященными Иштар и другим богам, были настолько удивительны, что даже вошли в первоначальный список 7 чудес света. Позднее их сменил Александрийский (Фаросский) маяк.
Однако ничто не вечно. Проходят века, и некогда благоденствующий Вавилон приходит в упадок. Соседство с более успешными городами (такими как Багдад), бесконечные войны и завоевания, привели к падению некогда могущественного города. Около 1000 года н.э. Вавилон был окончательно разрушен и разорен. Некогда оживленные улицы заметал песок, стены осыпались, превращаясь в заросшие чахлой травой холмы. Казалось, город забыт навеки. Отныне рассказы о нем воспринимались как красивая сказка. Но в XIX веке вновь пробуждается интерес к истории Древней Месопотамии, начинаются поиски и систематические раскопки Вавилона. На солнечный свет удается извлечь множество бесценных предметов культуры, среди которых особое место занимают Ворота Иштар.
История их открытия берет свое начало в 1850-х, когда французская экспедиция обнаружила в районе иракского холма Эль-Каср разноцветные глазурованные кирпичи. Стало ясно, что холм имеет вовсе не природное происхождение. Но чудо, скрывающееся под тысячелетними слоями песка и пыли, смог обнаружить лишь немецкий архитектор и археолог Роберт Кольдевей. Его настолько поразили фрагменты глазурованных рельефных кирпичей, что он решил начать поиски легендарного Вавилона. Ученый смог убедить в их необходимости спонсоров и в марте 1899 года начались масштабные раскопки. Еще через три года из-под земли извлекли руины древнего сооружения, надпись на котором гласила, что это Ворота Иштар.
Роберт Иоганн Кольдевей (1855 – 1925) – немецкий архитектор, историк, преподаватель и археолог. Один из первых специалистов в архитектурной археологии. Определил местонахождение и доказал существование Вавилона.
Началась кропотливая работа по изучению и восстановлению находки, которая была завершена к 1930 году в Пергамском музее в Берлине. Воссозданная реплика не является полной копией ворот, на самом деле это лишь малые фронтальные ворота и часть Дороги Процессий. Остальная часть комплекса хранится в запасниках этого или экспозициях других музеев всего мира. Но даже так реконструированные Ворота Иштар представляют собой поразительное зрелище. Основная часть отлично сохранившихся врат превышает 15 м в высоту и имеет около 30 м в ширину. При этом первоначальный фундамент строения уходил под землю еще почти на 14 м! Вдумайтесь в эти цифры – две с половиной тысячи лет назад люди смогли возвести столь красивое и функциональное сооружение, высотой с современный многоэтажный дом!
По оценкам ученых на строительство основной части Вавилона потребовалось более 15 миллионов обожженных кирпичей.
Ворота облицованы кирпичом покрытым глазурью синего, желтого, белого, черного и зеленого цветов. Кирпичи изготавливали путем прессования глины в деревянных формах. Сформированные бруски высушивали на солнце, а затем обжигали. Глазурь древние строители делали из смеси золы, песчаника, силикатов. Эту комбинацию многократно расплавляли, охлаждали и измельчали. В получившееся вещество (фритту) добавляли минеральные красители и медь, а затем сантиметровый слой глазури наносили на облицовочные кирпичи, подвергавшиеся финальному обжигу. После этого можно было приступать к кладке, которую скрепляли известковым раствором, а швы замазывали природным битумом. Определенно, строительные и химические технологии Древней Месопотамии демонстрируют высокий уровень развития.
Ученые полагают, что ярко-синие кирпичи имитировали высоко ценившийся лазурит (ляпис-лазурь). Возможно, этот минерал символизировал богиню Инанну, отождествляемую с Иштар. По легенде Инанна однажды спустилась в подземный мир, надев 7 украшений из лазурита.
Впрочем, и вавилонское искусство было на высоте. Об это красноречиво говорит тот факт, что Ворота Иштар украшают 575 детальных барельефов с золотистыми быками и желтыми мифологическими сиррушами, и еще 120 львов (белые с желтой гривой и желтые с красной гривой) изображены на стенах Дороги Процессий. Животные показаны очень реалистично, а некоторые практически в натуральную величину. Причем кладка продумана таким образом, чтобы швы между кирпичами не попали на место глаз или другие подобные места и не испортили образ. Створки ворот и их крыша были изготовлены из желто-розовой древесины кедра. Кроме того на стену ворот нанесен текст (теменну), в котором рассказывается, что их построил вавилонский царь Навуходоносор II.
Надпись Навуходоносора представляет собой 60 строк клинописи, занимающих на стене участок в 15 м высотой и 10 м шириной.
Ворота Иштар – яркий пример того, на что способен целеустремленный человеческий ум вкупе с талантом и упорством. Даже сегодня этот невероятный памятник вавилонской архитектуры поражает своей элегантной красотой и масштабами замысла. Несомненно, нам есть чему поучиться у мастеров Древней Месопотамии!
- Wikipedia (de) / Artikel «Ischtar-Tor»
- Wikipedia (en) / Articles «Ishtar Gate», «Nebuchadnezzar II»
- Великие цивилизации Междуречья. Древняя Месопотамия: Царства Шумер, Аккад, Вавилония и Ассирия. 2700–100 гг. до н. э. / Жорж Ру. М.: ЗАО Центрполиграф, 2022.
- Википедия / Статьи «Адад», «Акиту», «Вавилон», «Висячие сады Семирамиды», «Ворота Иштар», «Забаба», «Инанна», «Иштар», «Кольдевей, Роберт», «Мардук», «Навуходоносор II», «Семь чудес света», «Сирруш», «Список божеств шумеро-аккадской мифологии», «Шамаш (мифология)», «Шумеро-аккадская мифология», «Энлиль», «Этеменанки»
- Ворота Иштар / С. Петрова, 2017. Журнал «Дилетант». URL: https://diletant.media/articles/38030024/
- Загадки истории. Древний мир / Ермановская А.Э. Издательство «Директ-Медиа», 2014.
- История архитектуры, градостроительства и дизайна / Ю.В. Алексеев, В.П. Казачинский, В.В, Бондарь. М.: Издательство АСВ, 2008.
- История и методология строительной науки и производства / Грызлов В.С. и др. М., Вологда: Инфра-Инженерия, 2019.
- Мировая художественная культура. Древний мир / Карпушина С.В., Карпушин В.А. М.: Олма-Пресс, 2002.
- Энциклопедия искусства Древнего мира / Авт.-сост. Краснова О.Б. М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002.